В резонанс

Большинство из нас слышали, как музыканты, увлекающиеся этнической музыкой, выводят посредством варгана удивительные трели, навевающие образы каких-то доисторических птиц. Многие думают, что варган — этот странный музыкальный инструмент размером с ключ — делают только в дальних степях, руководствуясь секретами, передающимися из поколения в поколение. Москвич Валерий Ерошев сложившийся стереотип опровергает. За 18 лет он обеспечил варганами собственного изготовления около 20 тысяч человек, которые видят в варгане прежде всего действенное средство, способное помочь человеку войти в резонанс с собой и с окружающим миром. Также известно, что варганы Ерошева есть, например, в коллекциях Бориса Гребенщикова, Владимира Спивакова, Германа Грефа.

Как в вашей жизни появился варган?

Прежде всего, я был к этому готов. Все началось с того, что в 14 лет почувствовал себя самостоятельным, и первым моим взрослым поступком был переход из обычной школы в одну из лучших математических школ Москвы: хотелось вырваться из обыденности, развиваться более интенсивно. Мы занимались по 16часов, нагрузка была колоссальная. Мне повезло — я попал в среду умных, интересных людей, моих соучеников и их родителей — научно-технической элиты страны. Узнал, что многие общепринятые теории не работают в реальной жизни, противоречат и экспериментам, и бытовой логике. Люди, которые стояли на передовых рубежах науки, открыто говорили о том, что существует множество фактов, которые современная наука объяснить не может. Все это дало мощный толчок к пониманию того, что реальность интереснее и многообразнее, чем ее описывают.

Валерий Ерошев играет на варгане

Потом я начал заниматься различными практиками — йогой, цигун, тайдзи. Это стало благодатной почвой, на которую легло увлечение варганом. Хотя это уже произошло значительно позже, в 90-м году, когда я уже отучился в Институте стали и сплавов и получал образование в Полиграфическом институте по специальности «букинист». В свободное от учебы время работал вместе с другом в собственной мастерской по реставрации холодного оружия.

Однажды Алиса Александровна Беловицкая, декан, у которой я писал дипломную работу — замечательная, эрудированная женщина, нам сказала:«Ребята, мне недавно подарили эту штуку, сказали, что это музыкальный инструмент. Кажется, она сломана. Не могли бы вы ее починить?» Мы начали разбираться, что это за штука такая. Залезли в музыкальную энциклопедию, выяснили, что она называется «варган», пообщались со знакомыми музыкантами, потом в Музее имени Глинки я обнаружил стенд с варганами…

Я узнал, что варган — это щипковый музыкальный инструмент, который считают национальным многие народы по всему миру. Сейчас мне известно более двухсот названий варгана. Например, «варган» — это древнеславянское слово, от корня «варга», что значит «рот, уста» (есть даже глагол «варганить», то есть играть на варгане). На слуху — тюркские комус или хомус, белорусское дрымба, литовское васанг. В Европе варган называется «челюстная арфа». Однако меня особенно заинтересовало то, что варган — не просто оригинальный этнический инструмент, но также используется многими народами для выхода в измененное состояние сознания.

В результате мы варган Алисы Александровны починили и решили такие же сделать для себя. Мы делали разные варганы, играли на них, а вскоре и наши друзья стали просить изготовить им «такие штучки». За друзьями потянулись друзья друзей.

Так варганы превратились для нас в довольно серьезное хобби. Все время, свободное от коммерческих проектов, мы посвящали улучшению их звучания: экспериментировали с разными материалами, разными технологиями. Условия позволяли: была серьезная механическая мастерская, в которой при желании можно было собрать звездолет, высокотехнологичное оборудование, прекрасный штат сотрудников… За несколько лет у нас появился широкий модельный ряд варганов и своя технология изготовления.

Наверняка существуют какие-то секреты, выработанные за много веков. Они вас не интересовали?

Мы действовали как самоучки — методом научного тыка. С моей точки зрения, разговоры о секретах — это в большей степени PR. Я отношусь к этому скептически и могу объяснить почему. Варган изобретался многократно: он присутствует в культуре многих народов. Как делались простейшие варганы? Брали костяную пластину или дерево, делали прорезь, присоединяли язычок и получался варган. На этом принципе построено много инструментов — начиная с варгана и губной гармошки и заканчивая пианино.

Но самое интересное — это попытки усовершенствовать звучание варгана. Люди, живущие на разных континентах, в разные времена пришли к одной и той же форме инструмента — к единой длине языка, к единой его толщине. Лучшие инструменты, сделанные мастерами, которые о существовании друг друга даже не подозревали, — очень похожи. То же можно наблюдать на регулярных фестивалях варганной музыки: инструменты с наиболее интересным звучанием — идентичны. Получается, что гармоничный звук сам диктует определенную форму — и никаких секретов здесь нет. Я просто вложил в это душу, труд, интерес, время и получил результат. Не считаю, что обладаю каким-то секретом изготовления варгана, и готов делиться своими знаниями. В тех, кто стремится узнать больше о варгане, я вижу не конкурентов, а единомышленников.

Как ваше хобби превратилось в бизнес?

Когда грянул кризис 1998 года, многие проекты, ради которых затевалась мастерская — производство станков, оборудования, машин — оказались не нужны.

Каково же было наше удивление, когда мы вдруг обнаружили, что единственный проект, который мы никогда не считали коммерческим, оказался самым востребованным. Рынок сказал «хочу», мы ответили «пожалуйста». И все же спустя столько лет варган для меня не превратился в бизнес. Это по-прежнему —интересная форма общения с собой и окружающим миром, способ знакомства с разными людьми.

Как и почему варган влияет на человека?

Существуют два инструмента, которые особенно мощно воздействуют на человека, отчего их называют шаманскими: это варган и бубен. Бубен — это янский инструмент шамана: он обладает мощной вибрацией и ритмом, используется для коллективных медитаций. Варган — это иньский инструмент шамана: он служит для выхода в измененное состояние сознания того, кто на нем играет, и в гораздо меньшей степени — его аудитории. Воздействие варгана на человека легко объяснимо. Когда мы играем на варгане, возникает стоячая звуковая волна, для которой наш череп служит естественным резонансным контуром— наподобие колокола. В биологии известны так называемые альфа-, бета-, гамма-ритмы, свойственные головному мозгу человека. Когда звуковая волна инструмента входит в резонанс с этими ритмами (а резонанс достигается как особенностями изготовления инструмента, так и особенностями игры на нем), это«выносит» человека в измененное состояние сознания.

Для чего человеку нужны эти состояния?

Когда человек играет на варгане, мысленный шумовой фон, который нам всегда сопутствует, исчезает, мы обретаем дополнительный диапазон восприятия, то есть более тонко чувствуем окружающий мир и себя в нем.

Современному человеку вообще свойственно стремление перекроить мир под себя. Особенно это касается жизни в мегаполисе: здесь очень много суеты, трудно почувствовать и себя, и природу.

Игра на варгане ведет к тому, что мы встраиваемся в окружающий мир, а не тратим уйму сил, стремясь изменить его под себя. Мы становимся внутренне спокойнее, в любой ситуации получаем больше информации, интенсивней ее обрабатываем и, как следствие, движемся по жизни более осознанно и успешно.

Говорят, что плата за удовольствие игры на варгане —передние зубы.

Действительно, игра на варгане требует плотно прижимать инструмент к зубам, иначе звука не будет. На первых минутах игры это кажется непривычным. Но если инструмент качественный, то, судя по моему опыту, зубам от него — только польза. Я это объясняю так: при игре на варгане возникает мощная вибрация, которая улучшает циркуляцию крови. Могу заверить, что ни у меня, ни у моих многочисленных друзей, давно играющих на варганах, никаких проблем с зубами нет.

Как играть на варгане?

Давайте я вас научу. Это займет всего несколько минут. Видите — варган состоит из двух частей: подвижный язычок (или струна) и неподвижная основа. Основа плотно прижимается к краям зубов. Между зубами должна остаться небольшая щелка, чтобы туда проходила струна. Первое: надо действительно плотно прижать инструмент к зубам, чтобы динамические нагрузки гасились. Язык немного убрать. Оттягивать струну надо перпендикулярно плоскости, если делать это под другим углом — она будет задевать за основу и дребезжать, а нам это не нужно. Соблюдайте эти простые правила — тогда варган зазвучит, и сам научит вас всему остальному.

Сделаете что-то не так — звука просто не получится. Достаточно трех-четырех дней тренировок по 10-15 минут, и у вас образуется навык и собственная неповторимая манера игры. Это правда. Я обучил игре на варгане около пяти тысяч человек, но двух одинаковых способов игры и принципов взаимодействия с инструментом не видел. Обучение будет эффективнее, если играть на варгане перед сном. Наша психика устроена таким образом, что, пока мы спим, она «разбирается» с последним действием этого дня. Я давно заметил: даже если вечером инструмент не звучит так, как хотелось бы, утром ситуация улучшается.

Существуют ли какие-то препятствия для игры на варгане?

Никаких! На варгане очень легко научиться играть. Это простой инструмент, но он дает колоссальные возможности для импровизации. Ни отсутствие слуха, музыкальной грамоты не являются препятствием. На всех этапах игры вы получаете от варгана только удовольствие и возможность исследовать свои внутренние состояния!

Как разнообразить игру?

Эффект звучания варгана зависит от резонансного контура во рту, соответственно, с изменением объема резонансного контура меняется и звучание. На продвинутых этапах обучения резонансный контур захватывает гортань и дыхательные пути вплоть до диафрагмы. Существует тонкая техника игры на варгане, когда музыкант вибрирует отростками собственных легких, альвеолами. Этому невозможно научить; техника приходит сама собой.

Вы делаете варганы только из металла?

Да. Известно, что варганы делают и из других материалов, например, из кости, дерева, но металл, конечно, самый прочный из них.

Металлические варганы отличаются друг от друга технологией изготовления, материалом и в итоге звучанием. Есть варганы из стандартных видов стали, есть из спецсплавов, которые мы разработали сами.

Какие виды варганов делаете вы?

Прежде всего, варганы подразделяются по назначению. В нашей мастерской мы делаем три класса варганов. Для обучения я рекомендую так называемые гнутые варганы. Их название происходит от технологии изготовления: берется стальной прут, определенным образом сгибается, присоединяется язычок. Получается простой, относительно недорогой, интересно звучащий инструмент: у нас более пятибазовых моделей гнутых варганов с разным звучанием. Поиграв на гнутом варгане, человек начинает понимать, что ему от инструмента нужно, и, если увлекается, через некоторое время пополняет свою коллекцию (люди, увлеченные игрой на варгане, имеют, как правило, 10-15 инструментов, которые оказывают на них разное воздействие).

Варганы Валерия Ерошева

Второй вид называется «шестигранники»: в процессе машинной ковки меняется структура металла, и круглый стальной прут становится шестигранным. Шестигранники часто называют шаманскими: они предназначены для глубокого воздействия на организм исполнителя, для входа в трансовое состояние. Звук у шестигранников низкий, мощный, он направлен вовнутрь и воспринимается больше не слухом, а вибрацией. На шестигранниках труднее играть, они жестче, но дают очень мощный внутренний эффект.

И, наконец, кованые варганы, в которых сочетаются мощное воздействие на человека и яркое, интересное звучание. Это высшее проявление. Их основа делается методом ручной ковки, в результате чего инструмент приобретает особенно объемный тембр. Кованые варганы — это профессиональные концертные и полупрофессиональные модели.

Их создание требует до 300 технологических операций и занимает от полугода до двух лет. Они довольно дороги, но и не всем нужны. Начинать с кованых варганов я не советовал бы.

Как часто варганы ломаются?

Есть такое понятие, как усталость металла: рано или поздно варган ломается в том месте, где к нему присоединяется язычок. Инструменты, сделанные по упрощенной технологии, из стандартных видов стали, служат до 5 часов. Инструменты музыкальные, сделанные из спецсплавов, при самой агрессивной манере игры должны служить как минимум 30 часов, а как правило — несколько сот часов. Но поломка не является трагедией: мы чиним свои варганы в течение 2-3 дней.

Как человеку выбрать свой первый варган?

Музыку можно делать на любом варгане. Все зависит от резонанса, который возникает между инструментом и исполнителем. Как правило, человек приходит ко мне на консультацию: мы общаемся, а потом я даю ему на выбор несколько инструментов, которые, как мне кажется, ему подойдут.

Всех, кто ко мне приходит, можно условно разделить на три группы. Первая — она составляет 5-10 процентов людей — воспринимает варган как любопытную игрушку, оригинальный сувенир. Вторая — это музыканты, которые играют этническую музыку. Третья группа — люди, для которых варган, прежде всего — инструмент для выхода в измененные состояния сознания, познания себя и окружающего мира через медитативные практики.

Отталкиваться нужно от того, для чего нужен инструмент. Есть много разных варганов, которые служат разным целям: это и само регуляция, и целительство. Да, варганом пользуются в целительской практике — человека можно«прозвучивать» звуковой волной, как рентгеном. Шаманские практики основываются на том, что звук может распространяться в нашем теле по самым разным траекториям, в том числе по энергетическим каналам, что позволяет выявлять психоэнергетические блоки и разрушать их.

Есть и другие возможности применения варгана. Например, пастухи Центральной Азии использовали варган с очень резким, высоким звучанием: когда степь замирала, этот звук был слышен на десятки километров. И варган служил им неким подобием телеграфа. Я слышал, что варган считался национальным инструментом у сицилийских мафиози: якобы, с помощью варгана они передавали друг другу кодированные послания.

Как происходит процесс изготовления варгана?

Мы стараемся максимально автоматизировать процесс. Но варган — музыкальный инструмент, и часть операций и настройку необходимо производить вручную. Настройка — это микроны, это — тонкий изгиб язычка, который почти незаметен, но существенно влияет на звучание. Например, в Австрии и Германии варганы делают на заводах, штамповкой. И когда ко мне приезжают музыканты из Европы, они говорят: «У вас звучит любой инструмент, даже самый простой, а у нас, чтобы найти более-менее звучащий варган в музыкальном магазине, надо перерыть несколько сотен».

Знание технологического процесса — ничто без четкого понимания: для чего этот инструмент нужен, как он работает. Есть примеры того, как люди пытались делать варганы, руководствуясь сугубо коммерческими интересами: они видели, что варган — инструмент простой, но довольно дорогой. Они использовали высокотехнологичное оборудование, повторяли все замеры образца, состав материалов. И, хотя внешне их инструменты выглядели безупречно, они не звучали.

Где лучше всего играть на варгане?

Главное — играть! Когда вы приобретаете инструмент, он настроен в мастерской. Чем дольше вы на нем играете, тем больше вы и инструмент настраиваетесь друг на друга.

Играть можно где угодно, но особое удовольствие делать это на природе. Когда «варганишь» у реки, негромкий звук слышен за 10-15 километров вокруг. Я не говорю уже о том, как варган звучит в пещерах!

Интересно, а как реагируют на звуки варгана окружающие. Например, домашние животные?

Удивительно реагируют. Собаки садятся у ног и смотрят на вас как завороженные. Так же поступают и кошки, с одной лишь разницей — кошки обычно смотрят не только на исполнителя, но и вокруг него: они способны видеть изменения в ауре человека, вызванные вибрациями варгана.

Фото: Валерий Кузнецов.


← Другие материалы